Что делать чтоб танцор не плакал и не огорчался в случае «проигрыша» на танцевальном конкурсе?



Танцевальный конкурс – радости и слёзы
...

     За 22 года работы преподавателем танца, судьёй на танцевальных конкурсах,  
руководителем танцевального коллектива я постоянно сталкивался с одними и теми же вопросами, 

которые возникают у танцоров и их родителей после участия в танцевальном конкурсе.

 Поэтому хочу поделиться своими мыслями и опытом как относиться к своим «победам и поражениям».
      Как сделать участие в танцевальном турнире полезным и приятным не зависимо от занятого места.

 В чём ценность участия в танцевальном конкурсе?
      Для того чтобы участие в танцевальных конкурсах шло на пользу танцору для начала нужно понимать ЗАЧЕМ мы туда идём?
И ради чего вообще стоит туда идти?

Танцевальный конкурс – это инструмент для воспитания и планомерного роста танцора, преподавателя танца, роста танцевального коллектива в целом.
Если не участвовать в конкурсах, а только заниматься в танцклассе, то очень скоро сложится самомнение, что «У меня всё прекрасно!» и «Мы – само совершенство и идеал!» - это жизнь в розовых очках и тепличных условиях.
Это несомненно приятно, но это не путь.

     Когда танцевальный коллектив/танцор выходит на конкурс, то он видит, что есть кто-то лучше его, видит к чему стремиться. Преподаватель танца видя разницу между своими учениками и конкурентами имеет возможность проанализировать эти различия и сделать корректировку своей работы с учениками. То есть  конкурс даёт актуальную информацию и возможно мысли для Учителя, которыми он делится с Учениками. Учитель и Ученик понимают куда и как идти дальше к вершинам танцевального мастерства.

Всё остальное - титулы, медали, короны, места, звания это второстепенно.
Да, награды мотивируют, радуют, тешат самооценку, иногда подтверждают правильное направление развития,
но ни медалька ни корона не научат танцевать лучше. Танцевать так, чтоб вызвать неподдельные чувства и эмоции у Зрителя! Восторг и восхищение зрителя вот это истинная цель настоящего  танцора!
А ещё восхитительное ощущение Танца в себе – это и есть истинная награда.
Пока такого ощущения нет, то приходится подменять его внешними приятностями и «наградами».
Только немногие достигают истинной Цели и получают настоящую Награду,
остальные бьются за металл и пластмассу...

 

 Из чего складывается оценка на танцевальном конкурсе ?

От каких факторов она зависит?
А) Моё мастерство, самообладание, характер и т.п.
Б) Мастерство, самообладание, характер и т.п.  других конкурсантов
В) Состав судей (и их уровень восприятия танца, приоритеты, предпочтения)
Г) Везение, случай, удача.

Тот результат (место) которое  получает ваш танец – это сумма всех факторов
А+Б+В+Г= Место

Например:
А) Вы последние два месяца очень хорошо прогрессируете в танце.
Вот реально чувствуете свой прогресс и тренер отмечает ваши успехи
Вы полны энтузиазма и предвкушаете 1 место!

Б) На этот конкурс приехали соперники, которые занимаются на пару лет дольше или занимаются по более эффективной методике или просто больше работают в танцклассе и дома самостоятельно. В общем они сильнее и опытней, чем вы на данный момент.

В) У вас зелёное платье и ярко- красные губы, а сегодня на конкурсе большинство судей, которым нравится платье фиолетового цвета и более спокойный макияж и другая манера танца, а может кто-то из них пока не видит всех преимуществ вашего исполнения или для судьи в приоритете другой критерий (например главное чтоб девочка улыбалась, а то что она танцует без музыки не так и важно)

Г) Ваша фонограмма прозвучала некачественно. Настроение испорчено.
Итог: Какое у вас будет место? Правильно!
Хотя у вас- то прогресс и вы на верном пути.


Другой пример:
А) Вы последние два месяца не прогрессируете в танце.
Тренер не доволен вашими успехами...

Б) На этот конкурс приехали соперники ещё слабее вас

В) На этом конкурсе другие судьи,
которым нравится ваш стиль, вкус, техника исполнения.

Г) Вы некачественно танцевали некоторое время, но судья в этот момент отвлёкся на другого участника и не увидел этого «слабого места»
Итог: Какое у вас будет место? Правильно! Первое!
Хотя у вас в танцевальном развитии прогресса нет.

Как мы видим, к сожалению, оценки/места на конкурсе не всегда отражают  реальный успех и прогресс.
Есть эффект калейдоскопа.
 Каждый раз может быть другая картина. Сегодня нет медали, завтра есть.
А чему же стоит радоваться?
Радоваться нужно,  когда получилось выполнить задачу, которую поставил для этого выступления/конкурса  твой тренер/учитель. 



Что делать  чтоб   танцор не плакал  и не огорчался в случае  «проигрыша»?

А) Будьте многогранными!
Представьте, что у вас 22 яйца... Одно из них разбилось. Осталось 21 яйцо.
Ваши ощущения?

А теперь представьте, что у вас есть всего ОДНО яйцо. И оно разбилось!!!
Это трагедия и конец света!

То же самое происходит с людьми, которые приезжают на конкурс только с ОДНОЙ целью – занять первое место! Стать чемпионом!
С таким отношением вам обеспечены регулярные трагедии.
 Ведь в этом случае вы теряете всё что у вас есть!

 

А теперь представьте, что вы едите на конкурс в Одессу и у вас много целей
Цель № 1. Показать свой танец зрителям, сорвать искренний восторг и аплодисменты,
выполнить задачи поставленные своим Тренером.

Цель № 2. Занять призовое место. Получить кубок, медаль, корону, приз!

Цель № 3. Отдохнуть на Чёрном море, погулять по Одессе,
набраться приятных впечатлений от интересной экскурсии, необычного кафе и т.п.

Цель № 4. Растворить границы своего Я.
Поддержать на конкурсе друзей из своего коллектива,а может даже друзей из других танцевальных коллективов, городов, стран.
И ощутить поддержку и сопереживание от них же.
Это тоже одна из приятностей!
Разделите свой успех и драму с друзьями !
Не закрывайтесь  в одиночестве.

Цель № 5 Сделайте последнее/среднее место приятным!
Например договоритесь с танцором, что если он занимает 25 место из 50 участников, то вы идёте в МакДональдс, а если последнее, то в Луна-парк, Дисней-лэнд.
А если первое место, то ничего! И так ведь много приятного)))
В общем поиграйте с системой ценностей и приоритетов.

 

Цель № 6 Увидеть на конкурсе интересных сильных танцоров,попытаться понять как они это делают?
 Увидеть интересные костюмы, движения, ситуации
Вдохновиться новыми идеями, проектами, желаниями...

На это способны не многие.
 Обычная программа для большинства участников конкурса сейчас такая:
побыстрее «оттанцевать», получить медаль и уехать домой.


Вот и все мечты. Больше ничего не интересует.
Выступает «Высшая лига», «лига Профессионалы», судьи с показательными номерами – учитесь, радуйтесь, берите пример!
Вот вам и ещё одна приятность!

Цель №7 Придумайте самостоятельно ещё одну грань!
Чем больше граней, тем лучше!



Б) Кто Я? Танец – это Я? Танец моего ребёнка – это Я?
Чтобы не было удара по личности стоит  понимать, что есть «Я-личность»
и есть мой продукт – танец. Они конечно взаимосвязаны и близки, но это не одно и тоже. Судьи оценивают не вас, а ваш продукт –танец.
     Например: сегодня танец Марии Ивановой не вызывает восхищения, но сама Мария Иванова – замечательный человек и хуже не стала от того,
что кто-то вот так оценил один из тысячи её продуктов (Мария рисует, думает, танцует, вкусно готовит, фотографирует, пишет стихи, лежит на диване...)
     Бывает, что  не только танцоры, а и родители танцоров воспринимают последнее место за танец дочери как оценку своей личности, своему «Я».
Если вы научитесь разделять своё Я, Я дочери/сына и танец дочери/сына, то будет спокойнее встретить любой результат.
        «Ты заняла последнее место!»
или «Твоему танцу поставили последнее место.»
Чувствуете разницу?


В) Будьте готовы к любому результату!
      Очень часто и особенно начинающие танцоры настраиваются только  на один результат – «1 место!»  Мне неоднократно приходилось наблюдать, как танцоры в ярости срывали с себя даже бронзовые и серебряные медали.
Они не готовы были принять  такие места.
      Конкурс это своего рода игра в которой выигрывают и проигрывают.
Не проигрывает только тот, кто вообще не играет.
Если  вы психологически не готовы проиграть, то не стоит вообще играть в эту игру – она пока не для вас.

 

Г) Проиграли или не заняли желаемого места?
     Если ваш тренер поставил вам задачу на этом конкурсе занять 25 место со своим танцем из 50 участников и у вас получилось это сделать,
то вы «проиграли» на этом конкурсе?
     Если ваш танец занял  25 место, то вы достигли своей цели. Вы можете быть вполне довольны собой и этим результатом.

3.  Чем опасны многочисленные «победы», звание Чемпиона, кубки, медали, короны?
    Это обратная сторона медали.
Когда «побед» и наград слишком много,то есть опасность непомерно раздуть своё Эго.
    В этом случае снова поможет умение разделять «Я» и «мой танец».
 А ещё вспомнить, что этот танец совместный продукт многих людей – хореографа-постановщика, тренера, родителей танцора, исполнителя танца, швеи, музыканта, визажиста, стилиста.
Если не вспомнить вовремя про это, то будет только Я! Я! Я! Я! Я!  Будет беда.

 

Попробуйте произнести:
«Мой танец занял первое место!»
«Наш танец занял первое место!»
«Я занял первое место!»

Чувствуете разницу?

Надеюсь, что наши наработки неоднократно проверенные на практике помогут и вам получать от танцевальных турниров и от жизни больше пользы и приятных эмоций!
Всем мира и настоящего роста!

 
С уважением,
- руководитель  школы танца «РОНДО»,
- президент  Запорожского  областного отделения
  Лиги профессионалов восточного танца АСЭТУ
- вице-президент Запорожского  областного отделения  АСЭТУ
- член президиума Всеукраинской Федерации черлидинга и чир-спорта
Владимир Мосийчук




Здесь версия для печати http://dance-land.com.ua/media/files/

Make you happy!